Почему жива религия

Человечество живёт в XXI веке, среди невиданных технических достижений, которые сто лет назад трудно было себе представить. Современная эпоха характеризуется таким могучим ростом технического прогресса, что перед реальностью бледнеют самые смелые выдумки фантастов. Откройте книгу «Когда Спящий проснётся», написанную пионером мировой фантастики Гербертом Уэллсом в начале прошлого столетия; в ней описывается конец XXI века — неуклюжие аэропланы и поезда. За полторы сотни лет до намеченного великим фантастом срока человек не только научился летать со сверхзвуковой скоростью, но и вышел в космос. Были созданы компьютеры, робототехника добилась несомненных успехов. Человек покорил полюса, создал всемирную сеть, проник в тайны атома и расшифровал собственный геном. Да, о таком нельзя было и мечтать.

Почему жива религия

Казалось бы, при таких очевидных успехах человеческого разума не может остаться никакой почвы для религии. Да и можно ли вообще всерьёз воспринимать догматические учения, которые ещё не так давно рассказывали нам о боге в облаках и о «небесной тверди», к которой ангелы золотыми молоточками приколачивали серебряные звёздочки! А ещё раньше гром и молнию приписывали какому-нибудь гневливому святому — Зевсу, Юпитеру, Илье-пророку и иным гражданам. С тех пор шаг за шагом человеческий разум разбивал научными знаниями эти сказки. Шаг за шагом отступала религия. Всё меньше и меньше оставалось загадок природы, на которых она могла бы спекулировать. Сейчас, кажется, совсем не осталось.

Действительно, религия давно скончалась бы естественной смертью, если бы всё дело было в одном лишь научно-популярном просвещении. Но, как мы видим, религия не только жива, но и процветает. И не только процветает, но и активно лезет в науку, в культуру, в искусство, в воспитание молодёжи, в государственную политику. Стыд и позор! — несколько лет назад в МИФИ, цитадели отечественной физики, был снесён памятник студенту, а на его месте — специально к визиту патриарха — был водружён православный крест. Наука стала служанкой мракобесия.

В чём же дело? Где почва для религии? Почему люди до сих пор возводят над собой какое-то неведомое всемогущее существо, чтобы дальше обращать к нему свои мольбы, стоны и проклятия?

Тысячелетия тому назад, когда знания людей о мироздании ограничивались самыми примитивными представлениями, окружающий мир воспринимался как нечто чуждое, непонятное и потому довлеющее над человеком. Внешняя сила, законы которой были не познаны, оставалась господствующей над людьми. Религия давала мифологическое обрамление этому господству. Сейчас, в век всеобщей компьютеризации и космических полётов, по-прежнему существует обширная сфера неведомого, непознанного, непонятного и довлеющего над человеком. Это сфера общественных отношений. Люди живут в социуме, законы которого не познаны ими. Современный человек, как и тысячу лет тому назад, не может разумно управлять своей жизнью. В товарном обществе социальные законы действуют с той же неумолимостью, что и естественный отбор животных. Действие слепых общественных сил мимоходом приводит к личным трагедиям. Статистическая случайность становится разбитой судьбой. Не зная и не понимая законов общественного развития, люди впадают в мистицизм, ищут потусторонние ответы на посюсторонние вопросы. В обществе тотального отчуждения гигантский человеческий муравейник состоит из атомизированных индивидов, каждый из которых — один на один с внешним миром. Незащищённая, неустроенная жизнь приводит к религиозному страху перед слепой случайностью. Жизнерадостный молодой человек, возвращавшийся с вечеринки, случайно зарезан бандитами в подворотне. Женщине, вымотавшейся на работе, внезапно стало плохо на улице, и рядом не нашлось никого, чтобы помочь. Пожилого ветерана на «скорой» не довезли до реанимации из-за переполненной машинами автодороги… Сколько ещё таких фатальных случайностей, мелких и крупных, происходит в нашей жизни. Очень тяжело над всем этим думать, трудно анализировать, эмоции захлёстывают человека, и рождается исступлённый крик: «Боже, почему именно я? Почему это случилось именно с близким мне человеком? За что!?» Так рождается и крепнет религиозное сознание — неразрывный спутник человеческого несчастья.

В разумно устроенном обществе, где благо каждого неразрывно связано с благом всех, подобные случайности изучаются и устраняются. Это реально. Ведь каких-нибудь несколько десятилетий назад мы жили в обществе, где не страшно было ходить ночью по улицам, где люди помогали друг другу в беде, где один за всех и все — за одного. Это общество реально существовало, как бы ни пытались вытравить его из людской памяти. И в нём не было сколько-нибудь значительной почвы для религии. Человеку разумному она была просто не нужна.

Но сейчас мы живём в другом обществе. Здесь царит неравенство и несвобода, человек человеку волк. Здесь не приветствуются долгие размышления о том, почему именно этого человека сбил на машине пьяный чиновник или пришибло перекрытие в давно не ремонтировавшемся доме. Ведь тогда можно придти к очень крамольным выводам. Да и тяжело во всём этом разбираться. Куда как проще и безопасней сослаться на судьбу, фатум, наказание за грехи. Религия услужливо подскажет нужную аргументацию.

Сейчас как никогда актуальны замечательно точные слова Маркса: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа«. Ключевая роль религии в современном обществе ничуть не поменялась. Она примиряет человека с действительностью посредством сладкого дурмана. Отчаявшемуся она даёт иллюзорное утешение. Подобно наркотическому дурману, религия помогает человеку на время убежать от реальности в грезы самоуспокоенности, замкнуться в кокон выдуманного мирка. Сон разума может длиться годами. Но рано или поздно, так или иначе реальность всё равно настигнет беглеца. И тем страшнее будет пробуждение.

В области морали, нравственности, культуры религия диктует ценности, обусловленные той же самой ролью. Она узаконивает духовную неволю, проповедует рабскую мораль, благословляет сковывание человека в цепях условностей и предрассудков. И чем выше в обществе градус религиозного угара, тем сильнее оно скатывается к человеконенавистничеству и зверству. За примерами далеко ходить не надо — достаточно ознакомиться со свежими выступлениями таких церковных иерархов как Чаплин или Кураев. В «безбожном» СССР гуманизм и человечность никогда не были пустыми словами. Современная Россия под колокольный перезвон и церковные песнопения погружается в инфернальный мрак средневековья.

…Нет, я не буду призывать рушить храмы и уничтожать побольше священников. В отличие от религиозного лицемерия, коммунизм — это реальный, практический гуманизм. Поэтому оставим звериный оскал г-ну Чаплину, ему очень идёт. Но я скажу тебе, уважаемый читатель: если ты хочешь изменить свою жизнь и окружающий мир, освободи свой разум от религиозной паутины. Для полноценной жизни не нужна вера в сказки. Верь лучше в человека. Верь в себя.

БАТОВ Александр

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  • Екатерина

    Отличная статья!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205642006107919/ Борис Севрюков

    Хорошо! Взгляд современного человека на происхождение религии.
    Пара ремарок.
    1. Нынче в России религия зацвела не от усилий чаплиных-гундяевых, а потому, что власть вспомнила, какой это великолепный инструмент мобилизации и управления (при суверенной-то демократии!) — при условии достаточного низкого уровня просвещения народа. А найти нужное количество мракобесов не трудно, были бы деньги. Как и нужное количество тюремщиков…
    2. Попытка подмены традиционной религии (религий) религией коммунистической, опровергнутая экспериментально, наивна, как мне представляется, прежде всего потому, что пренебрегает ключевыми инстинктами человека — индивидуальными и социальными, сложившимися в процессе эволюции. Сломать через колено не удалось даже ценой миллионов жизней. Кроме того, убедиться (и убедить), что капиталистическая схема несправедлива, недостаточно (достаточно только для митинга) — другой устойчивой (тем более, эффективной!) модели экономики не случилось! Тут и новая религия бессильна — объективные законы срабатывают, понимашь…

    • http://vk.com/id1709464 Александр Батов

      Борис Николаевич, либерализм — красивая концепция, но и он вынуждает её носителей грешить против истины и прятаться от некоторых фактов. Я это хорошо запомнил по общению с Львом Пономарёвым 🙂 Ну вот скажите: какая может быть речь о «коммунистической религии», если Ваше собственное общение с коммунистами — смею надеяться — опровергает этот миф? Конечно, есть ещё немало людей (преимущественно, пожилых), для которых всё советское — предмет поклонения, а Маркс с Лениным — иконостас. Но Вы ведь знаете, что для нас это не так. Мы относимся к коммунизму как к науке и только благодаря этому можем адекватно оценивать происходящие события.
      Так что не стоит приписывать коммунизму «религиозность». Тем более, не стоит его «опровергать» 🙂 Крушение СССР не опровергает, а подтверждает правоту социалистического учения.
      http://ruold.kke.gr/news/2008news/2008-12-socialism/index.html

      Что же касается «инстинктов», то здесь Вы, на мой взгляд, возводите напраслину на род человеческий. В средние века говорили про «высшую силу», а сейчас всё непонятное валят на «гены», «инстинкты», «природу человека». Отсылки подобного рода — иноформа религиозного сознания.

      Что же касается альтернативной устойчивой экономической модели, то напомню, что критерием истины является практика. Социалистический СССР смог выстоять натиск объединённой фашистской Европы. А вот когда начали приделывать социализму рыночные «костыли» — работать стало всё хуже и хуже.