«Приходили только воду из бочек выливать, когда дожди были»: работа на «Тролзе»

Интервью – в каких условиях рождаются российские троллейбусы

В середине сентября 2019 года стало известно о том, что на саратовском машиностроительном предприятии «Тролза» — поставщике более 70% троллейбусов во всей стране – за полгода сокращено боле половины сотрудников. Причина — нехватка оборотных средств.

История не новая: попытки отстоять предприятие и рабочие места сотрудники «Тролзы» начали предпринимать еще в апреле. Тогда рабочих поддержали представители властных структур. Сообщалось, что найдены инвесторы, — казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки и надежда есть. Но сентябрьские известия, к сожалению, указывают на обратное.

Редакция сайта с самого начала следит за развитием событий. Нашему корреспонденту удалось поговорить с рабочим этого завода, попавшим под сокращение. Мы приводим ниже его рассказ, из которого каждый может сделать вывод о состоянии дел на предприятии. Имя респондента скрыто из соображений безопасности.


Крупнейший в России завод по производству троллейбусов "Тролза"

Крупнейший в России завод по производству троллейбусов «Тролза»


— Нам хотелось бы как можно подробнее осветить ситуацию на заводе «Тролза» с точки зрения самих рабочих. Расскажите, пожалуйста, о своём опыте.

Я сам сокращён был 20-го июня. Мне надоело ждать: хотели продлевать сокращение, но я не согласился. 21 августа подал заявку на вторую выплату по сокращению, по сей день её нет. Те, кто там остались, зарплаты не видят уже три месяца. А руководство кормит их обещаниями: мол, скоро заработает завод и всем будут вовремя платить. Но так ещё в марте говорили, а потом сокращать всех начали. Сейчас вроде новый директор, но, судя по новостям и статьям, банки до сих пор судятся с заводом. Вдобавок ко всему, там очень мало осталось рабочих, да ещё и отдел кадров сократили и многих служащих, кто просто сидел за компьютером. Но это и правильно, а то рабочих было меньше, чем персонала, который управлял заводом.

— Расскажите, пожалуйста, были ли только задержки по зарплате или присутствовали еще нарушения трудового законодательства? Зачастую проблемы на предприятии начинаются с того, что рабочим не выдают инструмент и просят купить свой, а заканчиваются невыплатами зарплат и увольнениями.

По идее, и работы особо не было, я не совсем понимаю почему нас держали на рабочих местах. Мое терпение лопнуло, когда мне сказали идти на хозработы, подметать территорию. Что до инструментов, то самое нужное для моей работы на заводе выдавали. Правда, при этом я не мог получить ни ботинки, ни каску. Была ещё острая нехватка х/б-шных перчаток, так как нам их не давали вообще, а свои никто не покупал.

Крупнейший в России завод по производству троллейбусов "Тролза"

«Тролза» изнутри

— То есть завод стоит уже давно без заказов?

Где-то с Нового Года мы ничего не делали, приходили только воду из бочек выливать, когда дожди были. По факту, оклад нам платили, но кусками и позже, чем нужно. Оклад — 20 тысяч, но я его в последние месяцы вообще не видел. Конечно, все писали заявления, чтобы получить зарплату как можно скорее, так как такие случаи бывали и раньше.

— Надолго ли задерживали выплаты?

Когда был старый директор, случались задержки на 2-3 месяца. Года три назад была такая же история, но в тот раз завод как-то вышел из неудобного положения. Вероятно, сыграла роль некая коррупционная схема, за которую директора в итоге и посадили. Потом платили вовремя, завод более-менее работал, а сейчас случилось это. На данный момент задержка — три месяца, хотя мне как сокращённому полагаются выплаты в первую очередь.

— А был ли на предприятии профсоюзная организация? Возможно, под протесты был организован боевой профсоюз?

Профсоюз на заводе есть очень давно, он как раз и организовывал все акции по поддержке «Тролзы». Ездил я туда три раза, но смысла от этого никакого не было.

— Профсоюз был со времён Советского Союза? Насколько «желтым» он был?

Думаю, да, со времён СССР ещё. Нам даже КПРФ газеты свои раздавали. Также завод помогал и тем, у кого горе в семье, тем, кто в больнице лежал, и так далее. Путёвки на море практически бесплатные выдавали. Да и в целом на заводе все друг другу помогали, случись чего. Не будь задержек по зарплате, был бы отличный завод, и людей бы хватало для нормального производства троллейбусов.

— И напоследок, что бы вы порекомендовали всем рабочим страны?

Я бы пожелал им постоянную работу, стабильную, хорошую зарплату, раза так в два выше, чем у меня. А еще порекомендовал бы при трудоустройстве изучать информацию из всех источников, прежде чем устраиваться куда-то на работу.


Крупнейший в России завод по производству троллейбусов "Тролза"


От редакции.

Мы присоединяемся к пожеланиям нашего респондента. И от себя хотим добавить, что такие ситуации, к сожалению, подстерегают нас на каждом шагу. Состояние российской промышленности ухудшается с каждым годом, а сообщения о нарушении норм трудового законодательства давно перестали удивлять.

Тщательного изучения информации о работодателе для улучшения положения рабочих недостаточно. Для этого требуется объединение трудящихся по всей стране и организованная борьба за свои права. Борьба единым фронтом, без упования на властные структуры, обслуживающие интересы правящего класса капиталистов за счет простых людей. Другого выхода сейчас нет не только у работников «Тролзы», но и у всех трудящихся России.