Протопоп Аввакум: революционер и писатель XVII века

К 400-летию со дня рождения

От редакции. Сегодня мы публикуем статью нашего постоянного автора Сергея Владимировича Багоцкого, посвящённую такой яркой фигуре русской истории как протопоп Аввакум. Материал содержит оригинальные и дискуссионные оценки, но, как всегда, очень интересен.

5 декабря 2020 года исполняется 400 лет со дня рождения выдающегося деятеля российской истории Аввакума Петрова (1620 — 1682), более известного, как протопоп Аввакум.

Фрагмент картины Т.В. Быковой "Протопоп Аввакум", 1988
Фрагмент картины Т.В. Быковой «Протопоп Аввакум», 1988

Аввакум Петров родился в селе Григорово ныне Нижегородской области в семье православного батюшки.

«Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху Божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися. Потом мати моя овдовела, а я осиротел молод и от своих соплеменник во изгнании быхом. Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том же селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить во церковь, — имя ей Анастасия». (А. Петров. «Житие протопопа Аввакума»).

В 20 с лишним лет Аввакум сам стал батюшкой в городе Юрьевец Повольском (ныне город Юрьевец Ивановской области). Судя по всему, прихожане его не любили за отсутствие снисходительности к грехам и даже мелким грешкам. Ибо слаб человек…

В конце 1640-х годов Аввакум Петров знакомится с царским духовником Стефаном Вонифатьевым (умер 1656). По словам Аввакума Стефан Вонифатьев был «муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй». Вокруг Стефана Вонифатьева формируется группа духовных лиц, позже получившая у историков название «кружок ревнителей благочестия». Эта группа выступает за проведение церковной реформы. К этой группе примыкает и Аввакум.

В первой половине XVII века в русской православной церкви царил большой бардак. Большинство батюшек были невежественны и даже неграмотными, службу служили, как Бог на душу положит. Архиереи (епископы) распоряжались в епархиях, как в своей вотчине. Авторитет церкви и батюшек падал. Все это не могло не беспокоить наиболее просвещенных представителей духовенства.

Вскоре в кружке Вонифатьева выделились умеренные и радикалы. Лидером радикалов был настоятель Новоспасского монастыря Никита Минин (1605 — 1681). Он считал, что для наведения порядка нужно восстановить традиции греческого православия, носителем которого была недавно присоединенная к России Украина. Его активно поддерживал высокопоставленный светский государственный деятель боярин Федор Михайлович Ртищев (1626 — 1673), который в 1648 году основал у подножия Воробьевых гор Андреевский монастырь и при нем духовную школу, где преподавали батюшки, выписанные с Украины. В дальнейшем на базе этой школы была создана Славяно-Греко-Латинская академия.

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь

Более умеренные члены кружка, к числу которых относились Стефан Вонифатьев и Аввакум Петров не без основания полагали, что столь радикальные преобразования народ не поймет и планировали реформировать церковь на основе сложившихся в Московском царстве традиций.

4 августа 1652 года Никита Минин был избран патриархом Московским и Всея Руси под именем Никон. И церковные реформы начались. В феврале 1653 года перед Великим Постом патриарх разослал по епархиям послание, в котором предписал верующим креститься не двумя, а тремя перстами. Чуть позже было также предписано называть Христа не Исус, а Иисус, во время службы произносить «аллилуйя» не дважды, а трижды, и крестные ходы устраивать против часовой, а не по часовой стрелке, замена земных поклонов поясными.

А.Д. Кившенко "Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги", 1880
А.Д. Кившенко «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги», 1880

Изначально христиане крестились одним перстом. Затем, по-видимому, в V веке появилось двоеперстие. В XIII веке среди греков распространилось троеперстие, на Руси же продолжали креститься двумя перстами. Принципиальная разница заключалась в том, что при двоеперстии мышцы на запястье расслаблены, а при троеперстии напряжены. Что, возможно, как-то влияет на настроение крестящегося. Старообрядцы говорили, что в трех перстах сидит Кика-бес.

Реформы Никона стали искрой, которая разожгла пожар социального протеста, выраженного в религиозной форме.

Начиная с 1640-х годов в Московском царстве начала усиливаться социальная напряженность. Дети и внуки ополченцев Кузьмы Минина (1570 — 1616) и Дмитрия Михайловича Пожарского (1578 — 1642) начали осознавать, что победу в войне 1612 года у них украли помещики и чиновники. В 1648 году в Москве вспыхнул «Соляной бунт», вызванный ростом цен на соль. Восстание поддержали стрельцы. Восставшие потребовали выдать им высокопоставленных коррупционеров и их покровителя, первого министра (эта должность тогда называлась по-другому) боярина Бориса Ивановича Морозова (1590 — 1661). Царь выдал восставшим несколько бояр, которые были растерзаны толпой; Морозову удалось спастись, но его политическая карьера на этом закончилась. В конце концов, восстание было подавлено, его руководители казнены.

Э.Э. Лисснер "Соляной бунт при Алексее Михайловиче", 1938
Э.Э. Лисснер «Соляной бунт при Алексее Михайловиче», 1938

В 1650 году происходят восстания в Пскове и Новгороде, вызванные ростом цен на хлеб. Они были подавлены царскими войсками. При этом восставший Псков выдержал трехмесячную осаду.

Для пополнения государственной казны в 1656 году правительство провело денежную реформу и начало выпускать медные деньги. Выражаясь языком XX века, «заработал печатный станок». В результате цены скакнули вверх, что в 1662 году привело к «Медному бунту», который был жестоко подавлен.

В 1666 году на Дону вспыхнуло восстание казаков под руководством атамана Василия Родионовича Уса (ум. 1671). Войско атамана Уса, к которому присоединялись крестьяне, подошло к Туле.

В 1670 – 1671 году Россию потрясло восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина (1630 — 1671). К этому восстанию присоединились и люди атамана Василия Уса. Одновременно вспыхнуло старообрядческое восстание на Севере, которое было подавлено только к 1676 году.

В.И. Суриков "Степан Разин", 1906
В.И. Суриков «Степан Разин», 1906

Столь напряженная и взрывоопасная ситуация дает основания считать старообрядчество формой не столько религиозного, сколько социального протеста. В этом протесте сумели найти общий язык часть народа и некоторые представители боярской верхушки, недовольные усилением самодержавной власти. Идейным лидером этого протеста стал Аввакум. Ему приписывают авторство 43 произведений резко антиправительственного содержания. И мы имеем полное основание считать Аввакума первым русским революционным публицистом.

На поместном Соборе 1656 года тех, кто продолжал креститься двумя перстами, признали еретиками и предали анафеме (отлучили от церкви). После этого появился термин «раскольники» (термин «старообрядцы» более позднего происхождения, он возник, по-видимому, в XIX веке).

В 1650-х годах один из активных сторонников патриарха Никона митрополит Ростовский (Ростов Великий в Ярославской области) Иона Сысоевич (1607 — 1690) начинает строительство Ростовского Кремля, мощной крепости, оборудованной по последнему слову тогдашней военной науки и техники. И, одновременно, превращает в крепости другие монастыри в своей епархии. При всем при том, что захват расположенного вдали от границ Руси Ростова Великого иноземным захватчиком был совершенно невероятен. Иона Сысоевич явно готовился к гражданской войне. Мощную крепость – Новоиерусалимский монастырь построил под Москвой и Никон.

Реформа церкви и борьба со старообрядцами резко подняла социальный статус патриарха Никона и приблизила его к царскому. Подобно своим французским коллегам кардиналам Арману де Ришелье (1585 — 1642) и Джулио Мазарини (1602 — 1661) он стал фактическим соправителем страны. К нему стали обращаться не иначе, как Великий Государь. Но Никона не устраивала роль соправителя: он хотел быть первым и единственным.

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)
Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)

Никон сформулировал тезис о том, что власть церковная выше власти светской, что привело его к конфликту с царем и окружавшими его светскими деятелями. В конце 1666 года Никон был лишен Патриаршьего сана, разжалован в рядовые монахи и сослан в Ферапонтов монастырь (на территории современной Вологодской области). После смерти царя Алексея Михайловича Никон был реабилитирован и возвращен из ссылки, но по дороге умер.

Однако реформы, предложенные Никоном, и борьба со старообрядцами продолжались.

Одним из первых против реформ Никона выступил Аввакум Петров. Уже в 1653 году он подал челобитную царю Алексею Михайловичу, где изложил всё, что он думает о реформах. За это Аввакума арестовали. Ему было предложено принять нововведения Никона. Но Аввакум не захотел поступиться принципами и был сослан в Сибирь. Из ссылки его вернули в 1663 году.

Аввакум не угомонился и через юродивого подал царю новую челобитную, за что был сослан в Мезень (Архангельская область), а затем в монастырь в городе Пустозерске (ныне Ненецкий АО). Здесь Аввакум просидел 14 лет в монастырской тюрьме, где писал свои сочинения и письма власть имущим. Здесь в 1672 году им было написано «Житие протопопа Аввакума». В печатном виде оно было опубликовано в 1861 году. Это первая в истории русской литературы автобиографическая книга.

С.Д. Милорадович "Путешествие Аввакума по Сибири", 1898
С.Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898

«По благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, Господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».

В своем Житии Аввакум рисует впечатляющую картину жестоких преследований, которым подвергались старообрядцы.

После письма Аввакума молодому царю Федору Алексеевичу (1661 — 1682) терпение властей истощилось: 24 апреля 1682 года протопопа Аввакума с товарищами сожгли в Пустозерске в деревянном срубе. Через две недели в Москве умер царь Федор Алексеевич и Россия вступила в новую историческую эпоху.

П.Е. Мясоедов "Сожжение протопопа Аввакума", 1897
П.Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума», 1897

В конце 1660-х годов у старообрядцев появляется радикальный революционный лидер Кузьма Ларионов (1630-е гг. — 1688), более известный как Кузьма Косой. Он сочетал в себе черты яркого мыслителя, сильного организатора и, по-видимому, выдающегося военачальника. Его иногда сравнивают с вождем английской буржуазной революции Оливером Кромвелем (1599 — 1658).

Кузьма Косой мечтал о создании Царства Божьего на Земле и считал, что такое царство может быть создано путем революции, которая очистит Землю от грешников и греха. Первым этапом такой революции должно было стать свержение царства Антихриста в России (под служителями Антихриста Кузьма Косой понимал династию Романовых и её прислужников). В 1667 году он основал монастырь-крепость на реке Медведице и начал целенаправленно готовиться к походу на Москву. В отличие от Стеньки Разина, Кузьма Косой не увлекался бросанием персидских княжон в волжскую воду. Он был прагматичен, методичен и упорен. Однако его радикализм пришелся не по нраву верхам старообрядчества и Донского казачества; в конце концов казаки выдали Кузьму спецслужбам Романовых. Кузьма Косой погиб от пыток.

В конце XVII века на Севере выдвигается сильный старообрядческий лидер Андрей Денисов (1674 — 1730). На самом деле его звали Андреем Дионисиевичем Мышецким. Был он князем и рюриковичем и имел немалые основания (большие, чем не столь знатные Романовы) претендовать на российский престол.

Андрей и Семён Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ)
Андрей и Семён Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ)

После прихода к власти Романовых предок Андрея Денисова князь Борис Александрович Мышецкий не захотел подчиняться потомкам Андрея Кобылы и уехал на Север. Здесь князь вел весьма скромный для князя образ жизни, но возвращаться назад не хотел. Честь дороже!

В возрасте 17 лет Андрей Денисов (Мышецкий) ушел с друзьями в лес и основал монастырь Выговскую пустынь. В дальнейшем он станет центром старообрядчества. В качестве игумена монастыря Андрей Денисов проявил выдающиеся организаторские и дипломатические способности. Он много ездил по стране, заводил полезные знакомства в разных кругах.

Будучи в Киеве, Андрей Денисов знакомится с молодым преподавателем Киево-Могилянской духовной академии Феофаном Прокоповичем (1681 — 1736), который в дальнейшем станет главным идеологом режима Петра Великого. Именно Феофан Прокопович сформулировал представления о том, что Россия – это не царство, а империя, о том, что Российский император должен быть главой церкви (что лишило церковь самостоятельности), о том, что русский народ един и состоит из трех ветвей: Великой, Малой и Белой.

Андрей Денисов сумел нормализовать отношения с властями и обеспечить старообрядчеству спокойное существование на Севере. Чему способствовали богатые дары, которые приносились начальникам разного уровня. В 1702 году в Выговской обители побывал царь Пётр I. Андрей Денисов убедил царя в том, что старообрядцы, среди которых было немало высококвалифицированных мастеров, могут принести пользу России. И тем способствовал смягчению репрессий. Царь разрешил старообрядцам существовать при условии уплаты двойного налога, а также дополнительного налога за ношение бороды.

Лубок «Раскольник и цирюльник» (фрагмент), 1770-е годы. Источник: История.РФ
Лубок «Раскольник и цирюльник» (фрагмент), 1770-е годы. Источник: История.РФ

В Выговской пустыни была создана богатая библиотека, не уступавшая лучшим библиотекам Санкт-Петербурга и Москвы, основано училище, в котором учились способные дети северных старообрядцев.

В 1722 году царь Пётр решил усилить идейную борьбу со старообрядчеством. Эта задача была поручена отцу Неофиту (умер 1727). Ему предписывалось вести беседы в присутствии местных гражданских властей, духовенства и простого народа, «достоверного ради свидетельства»; более важные вопросы и ответы записывать и записи скреплять подписями с обеих сторон; в увещании противников «утверждаться книгами»; трудные вопросы тщательно обдумывать и даже обращаться за их решением в синод, не принуждая и старообрядцев в подобных случаях к «скорому и неосмотрительному ответу»; с теми, которые «на разговорах» оказали бы упорство, предписывалось «никакой жестокости не употреблять и свободы их не пресекать».

Отец Неофит подготовил тезисы с критикой старообрядчества. Ответом на эти тезисы стали «Поморские ответы», написанные авторским коллективом во главе с Андреем Денисовым. «Поморские ответы» были написаны в спокойном тоне и выглядели очень убедительно. После этого отец Неофит предложил использовать в борьбе со старообрядцами административный ресурс, но не получил поддержки сверху.

Андрей Денисов умер 1 марта 1730 года, через три дня после государственного переворота в Санкт-Петербурге, свергнувшего Верховный тайный совет и установивший единоличную власть императрицы Анны Иоанновны (1693 — 1740). После смерти Андрея Денисова Выговскую обитель возглавил его брат Симеон Денисов (1682 — 1740). Он уступал старшему брату в организаторских способностях, но зато был талантливым писателем и проповедником. Его перу принадлежал рукописи «Виноград российский» и «История об отцах и страдальцах соловецких», рассказывающие о репрессиях против старообрядцев…

Дом большака в Выговской пустыни. Открытка Общества возрождения художественной Руси
Дом большака в Выговской пустыни. Открытка Общества возрождения художественной Руси

Несмотря на преследования со стороны властей, старообрядчеству удалось сохраниться и укрепиться. В XVIII — XIX веках старообрядчество распалось на несколько ветвей.


Среди лиц, интересующихся отечественной историей, распространено мнение о том, что Россия, в отличие от Запада, не пережило Реформацию, в результате которой возникло несколько ветвей протестантизма. К сожалению, эти товарищи не видят очевидного: церковный Раскол XVII века и был российской Реформацией. В результате раскола церковь распалась на официальную государственную церковь, и неофициальную. Мы имеем все основания считать государственную церковь с развитой иерархией аналогом католичества, а старообрядчество – аналогом западного протестантизма. Среди старообрядцев, как и среди западных протестантов, начала формироваться протестантская трудовая этика, очень полезная в эпоху зарождения капитализма.

М.В. Нестеров "Великий постриг", 1898
М.В. Нестеров «Великий постриг», 1898

Многие считают, что старообрядцы были безнадежными ретроградами, отрицающими современную цивилизацию и её достижения. Но это не так. Старообрядцы, действительно, придерживались многих старых традиций. Но, с другой стороны, уже с XVIII века все старообрядцы были поголовно грамотными. Если в официальной церкви попытки мирян обсуждать религиозные вопросы жестко пресекались, то в старообрядчестве (как и среди сектантов) это считалось нормой. Эта традиция переносилась и на обсуждение других проблем, в том числе и социальных.

Наряду со старообрядчеством в России сформировалось и сектантство. Первая секта возникла даже чуть раньше старообрядчества. По преданию в 1645 году Господь Саваоф снизошел на Землю и вселился в крестьянина Данилу Филипповича, создавшего секту хлыстов. Но всерьез с этой сектой стали бороться только в XVIII веке. В середине XVIII века возникает секта духоборов, а через некоторое время от неё ответвляется секта молокан…

В царской России старообрядцам и сектантам был перекрыт доступ к получению высшего образования. Поэтому они не смогли проявить себя в науке. Но зато они имели возможность заниматься предпринимательской деятельностью. В XIX веке большинство русских капиталистов были старообрядцами или сектантами. Например, Гучковы, Мамонтовы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Третьяковы. По ориентировочным оценкам старообрядцам принадлежало около 60% российских частных капиталов.

Только в 1905 году старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с прихожанами государственной православной церкви.

Распространенное мнение о том, что в досоветские времена никоновское православие было стержнем русской культуры, выглядит не убедительным. Русские, так же, как и народы Западной Европы, были поликонфессиональны, и господствующее положение официального православия в немалой степени определялось административным ресурсом.

В настоящее время в России сохранилось несколько ветвей старообрядчества. Среди них Русская православная старообрядческая церковь (глава – митрополит Корнилий (род. 1947)), Русская Древлеправославная церковь (глава – патриарх Александр (род. 1957)), Древлеправославная поморская церковь (глава Владимир Викторович Шамарин (род. 1960)), Древлеправославная старопоморская церковь Федосеевского согласия.

В Средние века и в начале Нового времени социальный протест и классовая борьба сплошь и рядом принимали религиозные формы. Так было не только в России, но и во всем мире. Было бы большой ошибкой не видеть за этой не самой лучшей формой реального социального содержания.

Именно поэтому мы имеем все основания рассматривать протопопа Аввакума не только как религиозного деятеля, но и как одного из первых русских революционеров.

С.В. Багоцкий

Печатается в сокращении

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .