РАН нашла метод борьбы с участившимися авариями и катастрофами

«Ударим автопробегом по бездорожью!»

Как сообщает ТАСС, в Российской академии наук (РАН) предложили создать центр контроля за водными бассейнами на Дальнем Востоке. Поводом к этому стала произошедшая в конце сентября на Камчатке экологическая катастрофа. А неделей ранее — об этом рассказал ФедералПресс — представители РАН выступили с инициативой создания филиала Института водных проблем в Крыму — с тем чтобы решить наконец проблему вододефицита на полуострове.

 

В последнее время экологические бедствия и аварии сыпятся как из рога изобилия, соединенного с ящиком Пандоры. Некоторые из них — лесные пожары, наводнения, дефицит воды в Крыму — уже приобрели характер хронических и не только никого не удивляют — напротив, скорее удивило бы их отсутствие в соответствующий сезон. Другие же — как камчатская катастрофа — оказываются полнейшей неожиданностью, и как противодействовать им — пока совершенно неясно (это при условии, что подтвердится основная на данный момент версия, что гибель животных вызвана природными причинами и не связана с деятельностью человека). Впрочем, даже и в отношении «ожидаемых» бедствий особого противодействия не наблюдается.

Поэтому инициативы РАН — в других обстоятельствах, возможно, очень правильные — в существующей системе общественного устройства не только не внушают оптимизма и надежд на скорое решение всех проблем, но напротив, заставляют терзаться смутными сомнениями. При всем уважении к ученым, они существуют не на другой планете, и слишком много коррупционных скандалов связано с именем РАН.

А бороться с чем-либо путем создания центра/министерства/фонда/комиссии имени проблемы — это уже стало доброй традицией. Вот только результаты скорее удручают: появились пенсионный и медицинский фонды — не стало пенсий и медицины, появился Росприроднадзор — ситуация с охраной природы все печальнее. Теперь вот РАН решила ударить новыми центрами и филиалами по «бездорожью».

Странно только, что не было идеи создать филиал на Крайнем Севере — уж сколько за последние месяцы там было аварий, какой простор для изучения! Хотя, возможно, ученым там действительно нечего делать — вроде бы причины тамошних катастроф очевидны. Ах, нет, РАН и тут не подвела! — буквально час назад свежая новость от того же ТАСС: «СО РАН впервые за последние годы отправило на Таймыр по приглашению «Норникеля» Большую научную экспедицию для масштабного изучения территории». И казавшаяся нам всем очевидной версия о разливе топлива по вине владельца этого топлива «Норникеля», явно нарушившего условия его хранения, не подтвердилась. Оказывается, причиной разлива стало.. «природное разрушение вечной мерзлоты»!

Никоим образом не хочется умалять достижения и значимость науки, а также подвергать сомнению вывод о том, что таяние вечной мерзлоты могло выступить фактором разрушения резервуара, — но ведь таяние это началось не вчера и было хорошо известно, так что никак не может освобождать от ответственности за эксплуатацию аварийного топливохранилища, и особенно в изменившихся условиях, отличных от тех, на которые оно было рассчитано при строительстве.

Так же и с дефицитом воды в Крыму: крымчане ведь страдают от нехватки воды далеко не первый год, и логично было бы предположить, что ученые уже давно вовсю работают над решением этой проблемы. Но нет, оказалось, что только теперь задумались над созданием филиала для этой цели. Поневоле возникает вопрос: а не для того ли это все, чтобы «обратить на себя внимание» в идущей борьбе за финансирование и влияние, связанной с тем, что РАН может лишиться части своих функций по научной экспертизе?

Да и как показывает практика, почти за каждой аварией и катастрофой, помимо неизведанных сил природы (если таковые там даже и поработали), стоят еще и тайные (или не очень) силы иного рода. Так, например, за прошедшие выходные сразу в нескольких районах Симферополя случились аварии на магистральных трубопроводах, поэтому в некоторых секторах столицы Крыма водоснабжение теперь будет ограничено — в дополнение к уже знакомому дефициту. Причина проста: износ сетей.

Так что даже если на каждую изношенную трубу, прохудившуюся цистерну, каждый советский мост, десятилетиями эксплуатируемый без ремонта, посадить по контролеру или даже создать по филиалу с доцентами и кандидатами, аварии от этого не прекратятся. Тут, как говорится, не трубы — тут систему менять надо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .