Реальный рост доходов и пенсий будет существенно замедлен

Неутешительные прогнозы от Счетной палаты

Счетная палата представила заключение на проект бюджета России на 2020-2022 годы. Согласно заключению, многие показатели в бюджете завышены, а меры достижения целей недостаточны. Пенсии и реальные доходы жителей России будут расти медленнее, чем обещается, и не достигнут целевых показателей, а потому не будет и запланированного снижения бедности.

Денег нет, и вряд ли будут

Согласно указу президента, в 2020 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров должны вырасти на 6,6%, в 2021 г. — на 6,3%, в 2022г. — на 5,9%, в 2023 г. — на 5,6%, в 2024 г. — на 5,5%.

Счётная палата не согласна с таким прогнозом:

«Предусмотренная прогнозом более высокая (по сравнению с индексом потребительских цен) индексация страховых пенсий, как уже отмечалось, проводится только для неработающих пенсионеров. Следовательно, влияние на уровень пенсионного обеспечения в целом будет меньше, и его может оказаться недостаточно для обеспечения роста уровня пенсионного обеспечения в целом выше уровня инфляции», — подчеркивает Счетная палата.

Доходы населения также не будут расти. В первом полугодии 2019 года они упали на 1,3%, что снизило прогнозную оценку на весь год до 0,1% (1,0% в сценарных условиях).

«Необходимо отметить, что в прогнозе не приводится достаточных обоснований выхода реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2019 г. в положительную область, — отмечает Счетная палата. — Хотя во II квартале снижение замедлилось, для выхода на прирост в 0,1% реальные располагаемые денежные доходы населения должны вырасти во втором полугодии не менее чем на 1,5%».

Однако такой рост заработной платы не будет оказывать поддержку росту реальных располагаемых доходов. Частично ситуацию может смягчить более низкий уровень инфляции, ожидаемый по итогам текущего года (3,8% против 4,3% в сценарных условиях).

В соответствии с прогнозами правительства, темпы прироста реальных доходов населения ускоряются с 0,1% 2019 г. до 2,3% в 2022 г. и до 2,4% в 2024 г. за счет снижения давления со стороны долговой нагрузки, а также роста доходных компонентов в результате реализации мер социально-экономической политики.

Счетная палата же считает, что вышеперечисленные меры не смогут в полной мере обеспечить заявленные темпы роста.

Так, к примеру, ежегодное установление МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2019 г. фактически означает прирост размера МРОТ темпами ниже индекса потребительских цен, начиная с 2021 г.

Проведенный Счетной палатой анализ прогнозных темпов роста реальных доходов населения, темпов инфляции, величины МРОТ, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума показал, что Минэкономразвития России в прогнозных расчетах на 2022-2024 гг. существенно меняет исторически устойчивые параметры распределения населения по величине доходов, что в итоге обеспечивает более быстрое снижение расчетного значения уровня бедности в этот период. по мнению Счетной палаты, прогнозируемые темпы снижения уровня бедности завышены.

Как бы то ни было, а говорить о каких-либо улучшениях условий жизни населения в стране с сырьевой экономики, которой является Россия, приходится только тогда, когда цены на международном рынке обещают хорошие прибыли от экспорта ресурсов. И дело здесь не в том, что нынешние цены слишком малы а в том, что за их продажу отвечает не построенное в интересах общества государство, а группа олигархов, всеми силами бьющаяся за сохранение своих прибылей. Как бы не правительство и Счетная палата не «прогнозировали», а пирога на всех не хватит, и первыми без своего куска останутся обычные рабочие люди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .