Второй классик марксизма

К 200-летию со дня рождения Фридриха Энгельса

28 ноября 2020 года человечество отмечает 200 лет со дня рождения Фридриха Энгельса (1820 — 1895).

Фридрих Энгельс родился в семье состоятельного фабриканта, владельца текстильной фабрики. Его отец, тоже Фридрих Энгельс (1796 — 1860), видел в старшем сыне продолжателя своего дела. Он настоял на том, чтобы Фридрих (младший) оставил учебу в гимназии и начал работать в фирме, а затем получил коммерческое образование.

Фридрих Энгельс

Но такое будущее не привлекало молодого человека. Обучаясь в коммерческом училище в Бремене, он начал писать статьи для газет и слушать лекции, которые читали в местном университете философы гегелевской школы. В 16 лет он пишет поэму «Бедуин» и даже публикует её, но через несколько месяцев начинает скептически относиться к своему поэтическому таланту.

Фридрих Энгельс-старший решил, что наследнику семейного дела будет полезна стажировка на текстильной фабрике в Манчестере (Великобритания), куда и отправил своего сына на два года.

По дороге в Манчестер Энгельс-младший посетил город Кёльн, где познакомился с молодым редактором «Рейнской газеты» доктором философии Карлом Марксом (1818 — 1883) и спросил, не заинтересуют ли уважаемую газету корреспонденции из Англии. Карл Маркс ответил уклончиво. Увы, но молодые журналисты не нашли общий язык друг с другом. Возможно потому, что Маркс уже научился критически относиться к ряду положений философии Гегеля, а Энгельс ещё нет.

Пребывание в Великобритании оказалось для Энгельса очень полезным. Как с точки зрения знакомства с жизнью английских рабочих, так и с точки зрения личной жизни. Он познакомился с ирландской работницей Мэри Бёрнс (1821 — 1863), которая стала его неофициальной женой. А Мэри познакомила Энгельса с реальной жизнью английских рабочих и с активистами зарождающегося рабочего движения. Это знакомство привело Фридриха Энгельса к мыслит о том, что капитализм – это не лучший общественный строй. Эту мысль он стал развивать в статье «Наброски к критике политической экономии» (1844), в которой рассмотрел внутренние противоречия капиталистической экономики. Используя, в большей степени свои собственные наблюдения, в 1845 году Фридрих Энгельс пишет книгу «Положение рабочего класса в Англии», в которой, основываясь на фактическом материале, показывает, насколько это положение тяжело.

В России были созданы два аналога «Положения рабочего класса в Англии» под названием «Положение рабочего класса в России». Первую книгу написал в 1869 году Василий Васильевич Берви-Флеровский (1829 — 1918), вторую в 1908 году Константин Алексеевич Пажитнов (1879 — 1964). Маркс и Энгельс читали книгу Берви-Флеровского и высоко её оценили.

В Англии Фридрих Энгельс много читает, занимается переводами. В частности, он переводит на немецкий язык, поразившее его стихотворение пятнадцатилетнего рабочего- подростка Эдварда Мида (1828 — 1875) «Король Пар», повествующее о капиталистической промышленности:

Есть на свете король,
Не из сказки король –
Тот румян, добродушен и стар.
Этот зол и суров,
Губит белых рабов
Беспощадный король этот – Пар.

Шайка жадных жрецов,
Как и он, голодна,
Управляет железной рукой.
Золотые червонцы чеканит она
Из накопленной крови людской.

Хоть рука у тирана
Всего лишь одна,
Но владеет он силой такой,
Что сметает народы, крушит племена
Раскаленной железной рукой.

(Русский перевод Самуила Яковлевича Маршака (1887 — 1964), полностью опубликовано в книге Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (К. Маркс, Ф. Энгельс. ПСС, т. 2, с. 412)).

Возвращаясь из Манчестера в Германию, Фридрих Энгельс заехал в Париж, где 28 августа 1844 года в «Кафе де ля Режанс» во второй раз встретился с Карлом Марксом. За полтора года, прошедших с момента прошлой встрече, изменились и Маркс, и Энгельс. В этот раз они поняли друг друга и на всю жизнь стали соратниками и идеологами коммунистического движения.

Наверное, следует напомнить уважаемым читателям некоторые страницы истории рабочего движения.

Первая в мировой истории забастовка произошла в XII веке до нашей эры в Древнем Египте, когда забастовали строители, строившие усыпальницу для фараона Рамзеса III. Строители требовали своевременной выплаты заработной платы и улучшения снабжения продуктами. Требования бастующих были частично удовлетворены.

Мощная вспышка рабочего движения в Англии произошла в 1770-х – 1780-х годах, когда рабочие начали разрушать станки. Рабочих можно было понять: в результате внедрения машин мелкие производители разорились и стали наемными рабочими, продолжительность рабочего дня увеличилась, заработная плата уменьшилась и началось широкомасштабное использование детского труда. В эти же годы в Англии начали создаваться рабочие организации «тред-юнионы», положившие начало современным профсоюзам.

Луддиты

В 1830-х годах рабочее движение приобрело новый динамизм. Этому способствовали экономические кризисы 1825 и 1836 годов. В 1831 и 1834 году произошли два восстания Лионских ткачей во Франции, в 1844 году – восстание Силезских ткачей в Германии. В Великобритании развернулось чартистское движение, участники которого требовали, в частности, предоставление избирательного права всем мужчинам, что открывало возможности для усиления политического влияния рабочего класса.

Рост рабочего движения способствовал развитию общественной мысли. Ещё в годы Великой французской революции Гракх Бабеф (1760 — 1797) начал пропагандировать отмену частной собственности. Хотя и до Бабефа эта идея высказывалась неоднократно, в частности, Томасом Мором (1478 — 1535), Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) и Жаном Мелье (1664 — 1729), но лишь Бабеф превратил эту идею в политический лозунг. В начале XIX века появляется утопический социализм Анри Сен-Симона (1760 — 1825) и Шарля Фурье (1772 — 1837), а Роберт Оуэн (1771 — 1858) начинает свои эксперименты по превращению фабрики в коллективное хозяйство.

В 1830-х годах во Франции формируется коммунистическое движение, видными представителями которого были Филиппо Буонаротти (1761 — 1837), Этьен Кабе (1788 — 1856), Теодор Дезами (1808 — 1850). Наиболее радикальным представителем этого движения был Т. Дезами, считавшим, что единственным путем перехода к коммунистическому обществу является революция.

Баррикада в Париже

Под влиянием развивающегося коммунистического движения на рубеже 1830-х – 1840-х годов сначала во французском языке, а затем и в других языках появляются слова «капитализм», «социализм», «коммунизм». Известно, что термин «социализм» ввел в 1834 году Пьер Леру (1797 — 1871), кто придумал термины «капитализм» и «коммунизм» достоверно не известно.

Изначально и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс достаточно скептически относились к современному им коммунистическому движению. Это было связано с низким теоретическим уровнем, свойственным как лидерам коммунистического движения, так и его рядовым членам. Для людей, знакомых с гегелевской философией, представления о том, что в общество можно внедрить что угодно и когда угодно выглядели наивными. Оставаясь в рамках философии Гегеля, нужно было не только говорить о том, как плох капитализм, и как хорош коммунизм (для этого большого ума не надо), но и понять, как в недрах капитализма возникают предпосылки для перехода к коммунизму. На коммунистические позиции К. Маркс и Ф. Энгельс окончательно перешли лишь после того, как им стало принципиально понятно, откуда эти предпосылки возникают. Лишь осознав, что коммунизм – это не благое пожелание, а реальное историческое движение, Маркс и Энгельс стали коммунистами. Судя по всему, это произошло где-то около 1845 года.

Энгельс и Маркс

Среди коммунистических организаций разного уровня выделялся «Союз справедливых», основанный в середине 1830-х годов в Париже немецкими эмигрантами. Его лидером был портной Вильгельм Вейтлинг (1808 — 1871). В 1847 году руководители Союза предложили К. Марксу и Ф. Энгельсу вступить в эту организацию. Маркс и Энгельс согласились, но внесли ряд конструктивных предложений. Они предложили переименовать «Союз справедливых» в «Союз коммунистов» и заменить прежний девиз Союза «Все люди — братья» на новый: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (это – вольный перевод фразы апостола Павла: «Нет во Христе ни эллина, ни иудея!»). Вскоре Маркс и Энгельс стали главными идеологами Союза. Свои представления о коммунизме и путях его достижения они изложили в «Коммунистическом манифесте», впервые отпечатанном в лондонской типографии 21 февраля 1848 года.

«Коммунистический манифест» уже содержит практически все основные идеи марксизма. В нем говорится о борьбе классов, как движущей силе истории; о переходе от капитализма к обществу, основанному на свободной ассоциации трудящихся; о диктатуре пролетариата (сам термин появился чуть позже, но суть его была изложена в Манифесте), как необходимом условии для такого перехода; о революции, как условии для установления диктатуры пролетариата. Были провозглашены идеи пролетарского интернационализма. Впервые в мировой литературе дается классификация разных, внешне сходных социалистических идей. Говорится и о том, что далеко не все эти идеи прогрессивные, а некоторые даже реакционные. Дальнейшая теоретическая деятельность Карла Маркса и Фридриха Энгельса заключалась в развитии идей, изложенных в Коммунистическом манифесте.

Манифест.Маркс.Энгельс

На следующий день после издания Коммунистического манифеста, 22 февраля 1848 года во Франции началась революция; через три недели, 13 марта, она перекинулась в Германию. Энгельс принял участие в революции, в частности, в Эльберфельдском восстании в мае 1849 года. После поражения революции он окончательно переехал жить в Англию.

Поражение революции 1848 – 1849 годов привело революционно настроенную общественность к унынию. Казалось, мир исчерпал лимиты на революции. Но только казалось. Начиная с 1860 года, ситуация в мире кардинальным образом изменилась.

В 1860 году корпус генерала Джузеппе Гарибальди (1807 — 1882) прошел триумфальным маршем через всю Италию, после чего Италия стала единым буржуазным государством, хотя и монархическим. Впрочем, самому Гарибальди места в новой Италии не нашлось.

19 февраля 1861 года (по старому стилю) российский император Александр II (1818 — 1881) подписал манифест об освобождении крестьян.

Отмена крепостного права

В том же 1861 году началась Гражданская война в США, закончившаяся освобождением рабов. Президент США Авраам Линкольн (1809 — 1865) предложил пост командующего армией Севера генералу Гарибальди, но тот вежливо отказался.

В середине 1860-х годов в результате решительных военных и политических мер канцлера Пруссии Отто фон Бисмарка (1815 — 1898) началось объединение Германии. В 1867 году возник Северогерманский Союз, который в 1871 году стал Германской империей (Вторым рейхом).

В 1867 – 1868 годах в Японии произошла революция Мэйдзи, открывшая дорогу развития капиталистических отношений.

В 1870 году во Франции рухнул режим Наполеона III (1808 — 1873) и Франция стала республикой. В марте 1871 года власть в Париже на короткое время перешла в руки рабочих, но буржуазии удалось подавить Парижскую коммуну.

11 февраля 1873 года была провозглашена Республика в Испании. Впрочем, она продержалась недолго и в конце 1874 года в стране была восстановлена монархия.

Между 1849 и 1860 годами в мире произошло событие, коренным образом изменившие соотношение социальных сил. Думаю, что этим событием стало изобретение английским инженером Генри Бессемером (1813 — 1898) конверторной технологии получения стали. Появилась возможность получать из жидкого чугуна дешевую жидкую сталь, которая полилась рекой. А в начале 1860-х годов появилась технология получения стали в мартеновских печах, позволявшая получать дешевые высококачественные стали с наперед заданными свойствами. Страны, не сумевшие внедрить эти технологии, оказались безнадежно отставшими в военном отношении, что продемонстрировала Франко-прусская война 1870 года.

Активно развивается и рабочее движение, вершиной которого стала Парижская коммуна, существовавшая с 18 марта по 28 мая 1871 года.

Парижская коммуна

В 1863 году возникает «Всегерманский рабочий союз», лидером которого становится Фердинанд Лассаль (1825 — 1864). В 1869 году Вильгельм Либхкнехт (1826 — 1900) и Август Бебель (1840 — 1913) создают «Социал-демократическую рабочую партию Германии», в 1875 году обе организации объединились под названием «Социал-демократическая партия Германии». До 1878 года она действовала вполне легально, но в 1878 году, после двух покушений на германского кайзера, был принят закон против социалистов, и партия перешла на полулегальное положение. С 1890 года она вновь стала действовать легально. Рабочие партии в Англии и Франции были созданы значительно позже.

28 сентября 1864 года на международном митинге в Лондоне учреждается «Международное товарищество рабочих», более известное, как «Первый Интернационал». Его возглавил британский профсоюзный лидер Уильям Кример (1838 — 1908) (на старости лет он станет «сэром» и лауреатом Нобелевской премии мира). Карл Маркс и, несколько позже, Фридрих Энгельс вошли в состав Генерального Совета Интернационала. К сожалению, среди активистов Первого Интернационала не было единства: в 1872 году он раскололся и в 1876 году прекратил свою работу.

В 1889 году при активном участии Фридриха Энгельса был создан «Второй Интернационал», который существовал до 1914 года и распался с началом Первой мировой войны.

Второй интернационал

Тем временем на Фридриха Энгельса неуклонно надвигалась личная трагедия.

Судя по всему, Фридрих Энгельс не был образцом супружеской верности. Но оставить больную женщину он не мог. Тем более что, по-видимому, её очень любил. За несколько дней до смерти жены Фридрих Энгельс поступился своими атеистическими принципами и обвенчался с Мэри в церкви.

Мэри Бёрнс умерла в январе 1863 года. После смерти Мэри Фридрих Энгельс женился на её сестре Лиззи Бёрнс (1827 — 1878). Интересно, что ни Мэри, ни Лиззи Бёрнс не умели ни читать, ни писать.

Одна из дочерей Карла Маркса раздобыла где-то перечень вопросов, на который предложила ответить своим друзьям и знакомым. Вот как ответил на эти вопросы Ф. Энгельс.

Ваша любимая добродетель? Весёлый характер.
Какие качества Вам нравятся в мужчинах? Что они сами заботятся о своих делах.
Какие качества Вам нравятся в женщинах? То, что они не разбрасывают вещи.
Ваше главное качество? Всё полузнать.
Как вы представляете себе счастье? Шато-Марго 1848 года разлива.
Как Вы представляете несчастье? Посещение зубного врача.
Порок, который Вы легко прощаете? Неумеренность всех видов.
Порок, который Вы ненавидите? Лицемерие.
Человек, который вам нравится меньше всех. Сперджен (баптистский проповедник).
Ваше любимое занятие? Дразниться и быть дразнимым.
Ваш любимый герой? Нет такого.
Ваша любимая героиня? Их слишком много, чтобы всех перечислить.
Ваш любимый поэт? Рейнеке-Лис, Шекспир, Ариосто.
Ваш любимый писатель? Гёте, Лессинг, доктор Самельсон.
Ваши любимые цветы? Синие колокольчики.
Ваш любимый цвет? Все цвета, кроме анилиновых красителей.
Ваше любимое холодное блюдо? Салат.
Ваше любимое горячее блюдо? Ирландское рагу.
Ваш любимый основной принцип? Такового не иметь.
Ваш любимый девиз? Относиться ко всему легко.

Эти ответы характеризуют Фридриха Энгельса как человека добродушного, ироничного (в том числе и по отношению к самому себе), легкого в общении и умеющего наслаждаться всеми радостями жизни. И действительно, Фридрих Энгельс любил посидеть в приятной компании, хорошо поесть и выпить, ухаживать за дамами, охотиться ни лис. Судя по всему, он играл важную роль в сглаживании ненужных конфликтов, в которые нередко ввязывался обладавший холерическим темпераментом Карл Маркс.

Маркс и Энгель с дочерьми

Фридрих Энгельс всегда подчеркивал превосходство Карла Маркса над собой. «Маркс – это гений, а я в лучшем случае талант», — писал Энгельс. А в другом месте говорил, что «То, что я внес, мог сделать и Маркс, а того, что сделал Маркс, я не мог бы выполнить».

В отличие от предельно целеустремленного Карла Маркса Фридрих Энгельс обладал склонностью разбрасываться. Можно даже сказать, что Карл Маркс копал вглубь, а Фридрих Энгельс – вширь. Энгельс интересовался естественными науками, антропологией, военным делом и в своих произведениях высказал немало интересных мыслей об этих предметах, не связанных непосредственно с борьбой за Дело Пролетариата. Кроме того, он умел писать легко и популярно. Читать Маркса значительно труднее, чем Энгельса.

Следует также добавить, что Фридрих Энгельс в совершенстве владел девятью языками, в том числе такими экзотическими, как ирландский и португальский.

Энгельс

Философии диалектического материализма и её приложениям к разным сферам жизни посвящена книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, совершенный господином Евгением Дюрингом» (1878), которую для краткости именуют «Анти-Дюрингом».

Немецкий философ Евгений Дюринг (1833 — 1921), которого критиковал Энгельс, сам по себе, ничего интересного собой не представлял. Это вузовский преподаватель философии среднего уровня, знающий свой предмет, но не обладающий способностью генерировать нетривиальные идеи. Объектом критики он стал по одной единственной причине: он типичен. Таких Дюрингов во всем мире много. Если бы не «Анти-Дюринг», то сегодня о Дюринге никто бы и не вспоминал. Энгельс, по существу, обеспечил объекту своей критики место в истории философии. За что Дюринг должен быть Энгельсу очень благодарен.

Отличительной чертой многочисленных Дюрингов является склонность скользить по поверхности явлений, не вникая в их сущность, и затушевывать реальные противоречия.

Наряду со всем этим, Евгений Дюринг обладал и достаточно серьезным пороком: он терпеть не мог евреев. В определенных кругах современной России он бы нашел немало единомышленников.

В «Анти-Дюринге» Фридрих Энгельс в достаточно популярной форме изложил основные идеи диалектического и исторического материализма и их приложения к самым разным проблемам.

В 1886 году уже после смерти К. Маркса Фридрих Энгельс пишет ещё одну популярную книгу по философии «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».

«Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» хорошо известны коммунистической общественности, поэтому я не буду останавливаться на них подробно. Отмечу лишь, что в отличие от произведений многих западных марксистов XX века, эти произведения написаны простым и понятным языком. Думаю, что до тех пор, пока современные марксисты не научаться писать свои труды столь же просто и понятно, буржуазия вполне может спать спокойно.

Диалектика природы

Энгельс активно интересовался естественными науками и видел связи между наукой и философией диалектического материализма. Эти связи он выявлял в многочисленных заметках, часть из которых он публиковал, а часть оставалась неопубликованной. В письмах к Карлу Марксу Энгельс писал, что хочет создать книгу «Диалектика природы», однако насколько серьезным было это желание, остается непонятными. После смерти Энгельса осталось лишь большое число разрозненных набросков. В единое целое их свели в 1925 году в СССР, когда «Диалектика природы» была впервые издана отдельной книгой. В современный вид «Диалектику природы» привел уже в 1930-х годах выдающийся английский биолог и деятель коммунистического движения Джон Бартон Сандерсон Холдейн (1892 — 1964).

В «Диалектике природы» Фридрих Энгельс вводит понятие «формы движения материи» (впервые в письме к К. Марксу в 1873 году) и выявляет механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы. На основании классификации форм движение материи Энгельс предлагает классификацию наук.

В дальнейшем, уже в 1930-х годах, из понятия форм движения материи выделилось понятие «уровни организации материи». Этих уровней много. Так, в биологии выделяют молекулярный, клеточный, организменный, биогеоценотический и биосферный уровни. При переходе от более низкого к более высокому уровню одни свойства появляются, а другие исчезают.

Одной из ключевых проблем естествознания является, по мнению Энгельса, расшифровка путей возникновения более высокой формы движения материи в рамках более низкой. В частности, расшифровка путей Происхождения Жизни и Происхождения Человека (не как биологического вида, а как разумного общественного существа). Ни та, ни другая проблема сегодня не решены, хотя возможные подходы к их решению существуют.

Энгельс за работой

В этой же работе Ф. Энгельс говорил о трех естественнонаучных посылках возникновения диалектического материализма: клеточной теории, созданной Теодором Шванном (1810 — 1882) и Матиасом Шлейденом (1804 — 1881) в конце 1830-х годов; закона сохранения энергии, сформулированного Юлиусом Майером (1814 — 1878), Джеймсом Джоулем (1818 — 1889) и Германом Гельмгольцем (1821 — 1894) на рубеже 1840-х – 1850-х годов; теории биологической эволюции Чарльза Дарвина (1809 — 1882), опубликованной в книге «Происхождение видов» в 1859 году. Наверное, к этому следует добавить ещё несколько выдающихся научных достижений. Таких, как представления о связи механического движения, теплоты, электричества, магнетизма и света, сформировавшихся в трудах многих исследователей в начале XIX века. А также атомно-молекулярные представления, начавшие формироваться ещё в начале XIX века работах Джона Дальтона (1766 — 1844) и окончательно утвердившиеся на рубеже 1850-х – 1860-х годов благодаря трудам Станислао Канницаро (1826 — 1910). В совокупности все эти достижения позволили говорить о единой естественнонаучной картине мира.

Однако следует отметить, что в XX веке диалектический материализм, опирающийся на философию Георга Фридриха Вильгельма Гегеля (1770 — 1831), был не слишком востребован исследователями в области естественных наук. Большинству исследователей больше нравились труды Иммануила Канта (1724 — 1804), а также современный позитивизм. Дело в том, что диалектический материализм ориентировался на синтез, а наиболее выдающиеся достижения естественных наук XX века были связаны с анализом. Перелом наступил только в конце века, когда исследователи начали всерьез изучать сложные системы и их эволюцию.

Происхождение видов

Проблемы, связанные с возникновением человека, Энгельс обсуждает в работе «Роль труда в происхождении Человека». Эта работа была написана ещё в те времена, когда мысль о том, что человек произошел от обезьяны, только-только входила в научный обиход.

Идею о том, что Человек произошел от обезьяны впервые высказал английский философ, лингвист и юрист Джеймс Бернетт (он же лорд Монбоддо) (1714 — 1799), за что веселые молодые люди прозвали его «сэр Орангутан». Монбоддо одним из первых понял, что языки эволюционируют и пытался понять закономерности этой эволюции. От размышлений об историческом развитии языка он перешел к размышлениям об историческом развитии Человека.

В «Происхождении видов» проблему происхождения Человека Чарльз Дарвин не обсуждал, возможно, по причине своей природной деликатности. После появления книги Дарвина фразу о том, что Человек произошел от обезьяны первым произнес в 1862 году естествоиспытатель и философ Карл Фохт (1817 — 1895). Фохт стоял на позициях вульгарного материализма и много ругался с Марксом. А в 1871 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение Человека и половой отбор», в которой присоединился ко взглядам Фохта.

В работе «Роль труда в происхождении Человека» Фридрих Энгельс развивает идею о решающей роли трудовой деятельности в эволюции Человека. Вопреки распространенному взгляду Энгельс не пытается создать целостной теории антропогенеза, и лишь высказывает некоторые методологические соображения, полезные для создания такой теории. Впрочем, такой теории нет и сегодня: её создание – дело будущего.

В своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Фридрих Энгельс рассматривает проблемы первобытной истории. Опираясь на труды американского этнографа Льюиса Моргана (1818 — 1881) и других исследователей, Энгельс рассматривает эволюцию семьи, увязывая её с возникновением частной собственности. В качестве исходной формы семьи он рассматривает неупорядоченные интимные отношения всех со всеми внутри первобытного коллектива. Уже в XX веке критики этой концепции говорили о том, что такая система отношений среди высших млекопитающих науке не известна. Оригинальный ответ на эти аргументы предложил советский историк Юрий Иванович Семёнов (род. 1929). По его мнению, система неупорядоченных интимных отношений не является первичной: она возникла в процессе социальной эволюции в результате насильственного разрушения гаремной семьи. А дальнейшая эволюция уже шла по Моргану и Энгельсу. Интересно, что сходные взгляды высказывал и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Однозначного мнения по этому поводу в науке сегодня нет.

Энгельс с книгой

Энгельс считал, что в обществе будущего, отсутствие частной собственности, освободит семейные отношения от пут экономической зависимости и они будут носить более неформальный характер.

Интересно, что и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс крайне отрицательно относились к попыткам нарисовать в деталях устройство будущего коммунистического общества, справедливо полагая, что люди будущего сами решат, как им лучше устроить свою жизнь. Роман Ивана Антоновича Ефремова (1907 — 1972) «Туманность Андромеды», равно как и многие другие произведения советской научной фантастики, классики марксизма вряд ли бы восприняли всерьез.

Думаю, что за такой позицией не в последнюю очередь стояло понимание того, что коммунизм не является земным филиалом небесного рая. В нем неизбежно будут существовать свои противоречия и благодаря этим противоречиям коммунизм (в отличие от небесного рая) будет развиваться. Маркс и Энгельс понимали, что на первых этапах развития коммунистическое общество вполне может оказаться не слишком привлекательным.

С этим связаны и представления о социализме, как первой стадии коммунизма. Социализм – это общество, где нет буржуазии, и все граждане являются наемными рабочими. Такая социально-экономическая система внутренне противоречива; одним (но не единственным) из путей разрешения её противоречий является переход к коммунизму. Социализм вне коммунистической перспективы сам по себе не слишком перспективен, хотя может быть очень полезным для решения конкретных исторических задач. Например, для индустриализации СССР и победы над фашизмом.

Энгельс на трибуне

Одним из многочисленных увлечений Фридриха Энгельса была военная история (за что друзья прозвали его «Генералом»). В 1857 – 1860-х годах он написал для американской энциклопедии большое число статей по военным вопросам, а в 1862 году — научно-популярную книгу «История винтовки». Свой интерес к военной истории Энгельс пытался, и не без успеха, связать с проблемами классовой борьбы пролетариата.

В своем письме Фридриху Зорге (1828 – 1906) от 17 января 1887 года Фридрих Энгельс предсказал в недалеком будущем большую войну, которая затронет все или почти все европейские страны. Первая мировая война разразилась в 1914 году.

В правопатриотических кругах пользуются популярностью рассуждения о русофобии Ф. Энгельса. Действительно, Фридрих Энгельс крайне отрицательно относился к российскому общественному и государственному строю, законсервировавшему многие феодальные пережитки. Существованием этих феодальных пережитков совершенно правильно объясняются многие действия России на международной арене, носящие явно реакционный характер.

С этим и только с этим были связаны негативные высказывания классиков марксизма о России. Никакой враждебности к русскому народу у них не было. Кроме того, Фридрих Энгельс, (как и Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883)), восхищался русским языком. Уже в зрелом возрасте он начал переводить на немецкий язык «Евгения Онегина», но не закончил работу. Рассуждения о русофобии Фридриха Энгельса следует рассматривать, как одну из попыток дискредитации марксизма правыми силами в современной России. И никак иначе.

Фридрих Энгельс очень внимательно наблюдал за развитием революционного движения в России и положительно оценивал его перспективы. Он переписывался со многими русскими революционерами, такими, как Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900), Георгий Валентинович Плеханов (1856 — 1918), Вера Ивановна Засулич (1849 — 1919), Николай Францевич Даниэльсон (1844 — 1918). 15 октября 1875 году Ф. Энгельс пророчески писал Августу Бебелю (1840 — 1913) «Положительно кажется, что на этот раз Россия первая пустится в пляс…».

Убийство Александра второго

И Маркс, и Энгельс резко критиковали взгляды некоторых русских революционеров, в частности, Александра Ивановича Герцена (1812 — 1870) и Михаила Александровича Бакунина (1814 — 1876), видя в их взглядах результат отсталости социальных отношений в России. Но не менее резко они критиковали многих и германских (например, Фердинанда Лассаля (1825 — 1864)), и французских (Пьера Жозефа Прудона (1809 — 1865)) революционных деятелей. «Не в том беда, Авдей Флюгарин, что родом ты не русский барин…». Как национализм, так и расизм были несовместимы со взглядами классиков марксизма.

На старости лет Фридрих Энгельс стал общепризнанным патриархом, непререкаемый авторитет которого объединял мировое социалистическое движение в единое целое. Это единство было непрочным и разрушилось почти сразу после смерти Энгельса. Выделилось правое крыло, отказавшееся от революционных идей. Лидером этого течения, получившего название «ревизионизм», стал Эдуард Бернштейн (1850 — 1932). На практике это вело к интеграции социалистов в капиталистическую систему. В 1899 году, впервые в истории, французский социалист Александр Мильеран (1859 — 1943) занял пост министра. А в 1909 году бывший французский социалист Аристид Бриан (1862 — 1932) возглавил правительство.

Начиная с 1904 года ведущие позиции в Социал-демократической партии Германии заняли ревизионисты, идейным лидером которых был Э. Бернштейн, а организационным – партийный бюрократ Фридрих Эберт (1871 — 1925). После смерти Августа Бебеля (1840 — 1913) Эберт станет Председателем «Социал-демократической партии» Германии, а в 1919 году станет Президентом Германии.

Союз Спартака

Наиболее яркими фигурами левого крыла немецкого социалистического движения стали Франц Меринг (1846 — 1919), Клара Цеткин (1857 — 1933) Карл Либкнехт (1871 — 1919) и Роза Люсембург (1871 — 1919). В 1916 году ими был создан «Союз Спартака», на базе которого в дальнейшем образовалась «Коммунистическая партия Германии».

К левому флангу социалистического движения все более и более склонялся лидер французский социалистов Жан Жорес (1859 — 1914).

Сильны были позиции левых и в рабочем движении США, хотя прагматичные американцы мало интересовались вопросами марксистской теории (за что их справедливо критиковал В.И. Ленин). В 1905 году в США была создана массовая организация «Индустриальные рабочие мира», стоящая на достаточно левых и революционных позициях. Её лидерами стали Юджин Дебс (1855 — 1926), Уильям Хейвуд (1869 — 1928) и легендарная Мамаша Джонс (Мэри Харрис Джонс (1837 — 1930)).

Первый съезд РСДРП

Формировалось марксистское социалистическое движение и в далекой России. На первых порах его лидером был Георгий Валентинович Плеханов (1856 — 1918). В 1903 году русские социал-демократы раскололись на меньшевиков и большевиков. Лидером левого крыла русских социал-демократов стал Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 — 1924). 7 ноября 1917 года большевики пришли к власти в России.

Памятник Энгельсу

Фридрих Энгельс до этих событий не дожил. Он ушел из жизни 5 августа 1895 года. Согласно его завещанию прах Великого мыслителя был развеян над океаном.

С.В. Багоцкий

Печатается в сокращении

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .